Блог

Язык и речь

  • language and speechСкорее всего, многие изучающие иностранные языки никогда не задумывались о том, чем же они пытаются овладеть – языком или речью? Если вы сейчас попытаетесь ответить на этот вопрос, то наверняка процент выбора составит 50% на 50%. Известно, что целеполагание оказывает ключевое влияние на результат обучение. Поэтому давайте зададимся вопросом: что мы учим – язык или речь?

    Те, кто обучается или обучался на языковых факультетах, знают святую истину – «язык объективен, а речь субъективна». В переводе на человеческий диалект это обозначает, что язык существует независимо от какого-либо индивида, а речь, наоборот, - принадлежность каждого отдельного человека.

    Действительно, давайте понаблюдаем. Язык существует сам по себе, не обращая внимание на индивидуальные особенности каждого его носителя. Единственное, что может повлиять на его развитие, - это исторические изменения в целом. Например, русский язык претерпевал значительные изменения после революции 1917 года: в нем появилось значительное количество сокращений и аббревиатур (иногда даже комических: например, ЗАМКОМПОМОРДЕ – заместитель комиссара по морским делам). Во времена Петра I русский язык обогатился значительным количеством заимствований из английского и немецкого языка. Таким образом, лексика и грамматика языка чувствительны только на изменения в истории и развитии его народа-носителя.

    То же самое вряд ли можно сказать про речь. Давайте сравним то, как разговаривают наши бабушки и мы. Первые часто рассказывают про своих товарок, они изучали арифметику в школе и т.д. Мы же гуляем с подружками или просто девчонками, изучаем математику. При этом мы прекрасно понимает представителей более старшего поколения. Поэтому мы не можем сказать, что мы говорим на разных языках, даже если язык наших бабушек можно отнести к началу XX века, а наш – к началу XXI-го. В этом случае речь идет об особенностях речи. Именно речь характеризует каждого из нас: это ключ, например, к определению с первого взгляда профессии человека или его семейного положения. Так, программист будет использовать большое количество заимствований из английского языка в речи. Человек волен строить свою речь так, как ему кажется нужным для достижения цели коммуникации. С языком он не может этого сделать.

    Язык и речь также различаются по своим функциям

    Язык выполняет коммуникативную, мыслеформирующую и когнитивную функции. Коммуникативная функция реализуется в предназначении языка для передачи информации. Мыслеформирующая функция способствует оформлению наших мыслей в связанный текст. Когнитивная функция языка помогает нам познавать окружающий мир: мы получаем и усваиваем новую информацию посредством языка (как вербального, так и невербального).

    Что касается речи, ряд ее функций совпадает с функциями языка, так как без языка нет и речи. Пропуская коммуникативную функцию, перейдем к экспрессивной – с помощью речи мы передаем наши эмоции всеми доступными нам способами. Апеллятивная функция речи реализуется в воздействии на нашего партнера по коммуникации: опять же, мы в своей речи используем все доступные нам средства, чтобы донести нашу мысль до собеседника. Контактоустанавливающая функция речи помогает нам, так сказать, разбивать лед и устанавливать контакт с новым собеседником.

    Какой вывод можно сделать всего сказанного? На самом деле, изучающие иностранные языки должны вынести из сказанного несколько важных наблюдений:

    1. Язык – это объективная система правил. Чтобы овладеть речью, необходимо овладеть системой этих правил, так как речь – это индивидуальные вариации языка. Если говорить проще, то без грамматики вы не станете сразу щебетать на иностранном языке. Поэтому мы советуем вам бросить тщетные попытки заговорить на иностранном языке, игнорируя при этом изучение времен глагола, степеней сравнения, артиклей и т.д.
    2. Утверждение, что «все говорят с ошибками, даже носители» верно. Однако, чтобы отступать от нормы, нужно знать, что такое норма вообще. А это снова язык, снова грамматика, снова артикли и времена.
    3. Модное среди современных студентов слово «коммуникация», как видно, относится и к языку, и к речи. Только вот эффективной на межчеловеческом уровне она становится только в рамках речи – поэтому важно знать язык, но не менее важно уметь им пользоваться: то есть не применять в речи искусственные формулы языка, а знать устойчивые выражения и формулы речи, актуальные именно для данной темы разговора.

    Добавлено: 06.03.13

2 комментария к статье Язык и речь

 
  • Anastasia M больше недели назад

    Thank you very much! :)

     
     
     
     
  • Eugene больше недели назад

    yes. thank you!

     
     
     
     
 
Поддержка